Если имя Брокар вам ничего не говорит, то о духах "Красная Москва" вы обязательно слышали! Самые знаменитые духи в Советском Союзе детище империи Брокар. Появились они незадолго до революции и назывались иначе - "Любимый Букет Императрицы".
Вы спросите меня, какое отношение имеет парфюмерия к вышивке крестом?
А я сейчас расскажу.
В веке 19-ом Российская экономика жила по вполне себе рыночным законам. Продавцы рекламировали свою продукцию используя все достижения науки и техники, "воевали" с конкурентами, добивались узнаваемости бренда, искали подход к покупателю, играя на его чувствах и желаниях и т.д. и т.п. Словом, всё как сейчас.
Открытки с логотипом "Брокар и Ко" |
Анри Брокар(Henry Brocard), потомственный парфюмер, переехал в Россию во второй половине 19-го века в поисках достойного заработка. Конкуренция на родине во Франции была сильна, а в России о существовании мыла и прочей парфюмерной продукции имели представление только обеспеченные слои общества.
"Мыло черно, да моет бело" - говорили тогда, ведь для мытья и стирки использовали щёлок.
Жестяная коробка для пастилок "Дентальжин" |
И Брокар начал свое дело именно с мыловарения. Мыло хорошего качества по феноменально низкой цене быстро завоевало популярность в народе.
Кроме привлекательной цены брокаровское мыло отличалось оригинальностью исполнения и продуманностью упаковки. "Товарищество "Брокар и Ко"" выпускало мыло не только в брусочках, но и форменное. Например, круглое и в форме огурца. Выражение "азбука Брокара" и его производные - тоже о мыле. Фабрика выпускала мыло "Детское" на кусках которого был оттиск одной из букв алфавита и по свидетельствам современников многие малыши действительно учились читать по этой мыльной азбуке.
Упаковка для всей продукции Брокара была яркой и красочной и частенько дополнялась еще и полезными бонусами.
Рекламные листовки "Брокар и Ко" с рукодельными полезностями на обратной стороне |
Например, на этикетке ”Народной помады” можно прочитать басни И. Крылова, а к мылу прилагалась премия - лист со схемами для вышивки.
Реклама "Брокар и Ко" со схемами для вышивки крестом и гладью |
Если учесть большую популярность брокаровского мыла в народе и то, что купить его можно было во всех краях Империи, эти бесплатные схемы для вышивки разлетелись по всей стране.
Вот тут-то и пересекаются парфюмерия и вышивка.
Среди людей интересующихся историей вышивки идут нешутошные словесные баталии на тему брокаровских схем.
А дело вот в чем.
Во-первых, вышивка крестом в народном творчестве изначально использовалась мало. Вышивали используя другие швы.
Во-вторых, большая часть брокаровских схем была в "русском стиле". Т.е. как основа для создания схем использовались образцы народного творчества.
В этой статье о схемах в "русском стиле" сказано так:
Предлагаемые фирмой Брокара мотивы орнаментов в виде стилизованных гирлянд из реалистично трактованных цветов, в первую очередь роз и васильков, геометрических мотивов из ромбов и других разнообразных фигур воспринимались как «истинно народные», поскольку заимствовались художниками с подлинных образцов крестьянского творчества.
Существует даже такое мнение, что брокаровские листовки убили народное творчество: побудили мастеров перейти на вышивку крестиком и подменили настоящие аутентичные узоры чуждыми стилизациями.
Чтобы было понятнее, то представьте себе рушники богато украшенные цветами, вышиванки с красно-черными розами. Представили? Ага, ну, вот почти всё это,по части узоров, не из глубокой древности идет, а появилось ближе к концу 19-го века благодаря Брокару.
Давайте разберемся, ну, или я выскажу свое мнение. :)
Что касается собственно вышивки крестом.
Она универсальна: легко зарисовать, можно передать любые узоры и освоить ее не составит большого труда. С этим не поспоришь.
Я бы не стала приписывать заслуги по внедрению вышивки крестом исключительно Брокару.
Схемы для вышивки от Брокара не были единственными в своем роде: рукодельных журналов и альбомов для вышивания выпускалось немало.
Парфюмерный конкурент Брокара, "Товарищество "Ралле и Ко"", успешное и появившееся задолго до него предприятие, правда ориенированное только на высшие слои общества, также выпускал рекламу с приятными дополнениями.
По материалам этой статьи:
Рекламируя свой товар, Ралле выпускал «Энциклопедию женских рукоделий», в которой подробно рассказывал о качестве и преимуществах своей парфюмерии.
Реклама "Ралле и Ко" со схемами для вышивки |
Т.е. крестик и без Брокара шел в народ, наличие интересных и доступных схем, как мне кажется, лишь ускорило процесс.
И еще цитата:
Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом. Ее широкое бытование на всей территории России было связано, в первую очередь, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К».
А вот что касается вытеснения новыми узорами старых, тут, я думаю, влияние брокаровской "халявы" очевидно.
Что далеко ходить?
Вот что мы сейчас вышиваем? Среди наших работ полно дизайнов с чужеземными орнаментами, словами на других языках и символами, которые для нашего человека, в принципе, ничего не значат.
Как вышивка к Хэллоуину. Что за праздник? А какая собственно разница?! Красиво, тыквы оранжевые - это просто осень!
Вот и у наших предков наверняка было так - ново и красиво.
А загляните на сайты, где рушники продают и про символику пишут. Там все очень славно и красиво описано и смысл глубокий и символизм. Все новое органично вплелось и перемешалось с тем, что было.
Не вижу ничего плохого ни в крестике, ни в схемах Брокара. Жаль только, что обо всем об этом информации ничтожно мало. Вышивка - наше культурное наследие и мы о нем ничего толком не знаем.
Схемы для вышивки от "Брокар и Ко":
Перенаборы некоторых схем Брокара в блоге Схемы для вышивания.
Несколько сканов схем есть на сайте Modistka.net в библиотеке узоров.
Ссылки для тех, кто хочет узнать о истории фирмы больше и посмотреть картинки по теме:
Этикетки мыла и пример премии к мылу в статье об истории рекламы в Москве.
Блог о истории "Т-ва "Брокар и Ко" на английском и французском языке, много фотографий и сканов этикеток, рекламных листов и прочего.
Рекламная листовка
Рекламная листовка
Дыша духами и туманами - история и картинки.
Букет императрицы Марии Федоровны - о парфюмерии в России
Брокар и Ко - в конце статьи открытки с символикой фирмы и примеры рекламных листовок.
Ух ты! Как интересно! Особенно, если учесть тот факт, что у нас в городе сеть элитных магазинов парфюмерии "Брокар". Для меня это было ничего не значащее иностранное слово. А оно вон как :) Прочитала от начала до конца с огромным удовольствием! Спасибо!!!
ОтветитьУдалитьKak interesno! Spasibo!
ОтветитьУдалитьСпасибо!!! :)) ОЧЕНЬ интересно было почитать!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Познавательно и красочно.
ОтветитьУдалитьхм, кто бы мог подумать, что парфюмерия и вышивка могут быть связаны между собой таким образом.
ОтветитьУдалитьспасибо за статью, это стало открытием для меня!
Очень интересно, спасибо!!!!
ОтветитьУдалитьЛеночка, как интересно! Это же полноценная статья для какого-нибудь рукодельного журнала! Потрясающе ты налопатила информации!
ОтветитьУдалитьПриглашаю на сердеШный совместник, помнишь?:))
http://lenusichek.blogspot.com/2011/12/blog-post_24.html
С интересом прочитала от корки до корки) Спасибо, что просвещаете)))
ОтветитьУдалитьАвтор: epes
ОтветитьУдалить:))
Я сама два раза подряд читала, черновик и тут, до чего захватывающе. Эпес, спасибо!
потрясающе!!! никогда и нигде ничего подобного не читала и не знала! спасибо тебе за столь интересный и просвещенческий пост!
ОтветитьУдалитьЭпес, спасибо! Люблю большие содержательные статьи. А про нашу дореволюционную историю особенно интересно почитать.
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам!
ОтветитьУдалитьЯ сама узнала об этом относительно недавно и не смогла пройти мимо не изучив подробностей.
Обещаю делиться новыми открытиями, чувствую, это не последнее. :)
Очень интересно, спасибо! сама недавно приобрела этнографическую рубаху с розами, пыталась понять - из какого региона? По покрою скорее всего Украина, а вышивка - Брокар!
ОтветитьУдалитьПродам листовки Брокаръ в хорошем состоянии -23 штуки
ОтветитьУдалитьспасибо за статью.
ОтветитьУдалить