4 января 2012 г.

Парфюмерная империя Брокар и история вышивки крестом в России

"Товарищество "Брокар и Ко"" - легенда парфюмерной промышленности Российской Империи.
Если имя Брокар вам ничего не говорит, то о духах "Красная Москва" вы обязательно слышали! Самые знаменитые духи в Советском Союзе детище империи Брокар. Появились они незадолго до революции и назывались иначе - "Любимый Букет Императрицы".

Вы спросите меня, какое отношение имеет парфюмерия к вышивке крестом?
А я сейчас расскажу.


В веке 19-ом Российская экономика жила по вполне себе рыночным законам. Продавцы рекламировали свою продукцию используя все достижения науки и техники, "воевали" с конкурентами, добивались узнаваемости бренда, искали подход к покупателю, играя на его чувствах и желаниях и т.д. и т.п. Словом, всё как сейчас.
Открытки с логотипом "Брокар и Ко"

Анри Брокар(Henry Brocard), потомственный парфюмер, переехал в Россию во второй половине 19-го века в поисках достойного заработка. Конкуренция на родине во Франции была сильна, а в России о существовании мыла и прочей парфюмерной продукции имели представление только обеспеченные слои общества.
"Мыло черно, да моет бело" - говорили тогда, ведь для мытья и стирки использовали щёлок.

Жестяная коробка для пастилок "Дентальжин"

И Брокар начал свое дело именно с мыловарения. Мыло хорошего качества по феноменально низкой цене быстро завоевало популярность в народе.
Кроме привлекательной цены брокаровское мыло отличалось оригинальностью исполнения и продуманностью упаковки. "Товарищество "Брокар и Ко"" выпускало мыло не только в брусочках, но и форменное. Например, круглое и в форме огурца. Выражение "азбука Брокара" и его производные - тоже о мыле. Фабрика выпускала мыло "Детское" на кусках которого был оттиск одной из букв алфавита и по свидетельствам современников многие малыши действительно учились читать по этой мыльной азбуке.
Упаковка для всей продукции Брокара была яркой и красочной и частенько дополнялась еще и полезными бонусами.
Рекламные листовки "Брокар и Ко" с рукодельными полезностями на обратной стороне

Например, на этикетке ”Народной помады” можно прочитать басни И. Крылова, а к мылу прилагалась премия - лист со схемами для вышивки.
Реклама "Брокар и Ко" со схемами для вышивки крестом и гладью

Если учесть большую популярность брокаровского мыла в народе и то, что купить его можно было во всех краях Империи, эти бесплатные схемы для вышивки разлетелись по всей стране.

Вот тут-то и пересекаются парфюмерия и вышивка.

Среди людей интересующихся историей вышивки идут нешутошные словесные баталии на тему брокаровских схем.

А дело вот в чем.
Во-первых, вышивка крестом в народном творчестве изначально использовалась мало. Вышивали используя другие швы.
Во-вторых, большая часть брокаровских схем была в "русском стиле". Т.е. как основа для создания схем использовались образцы народного творчества. 
В этой статье о схемах в "русском стиле" сказано так:
Предлагаемые фирмой Брокара мотивы орнаментов в виде стилизованных гирлянд из реалистично трактованных цветов, в первую очередь роз и васильков, геометрических мотивов из ромбов и других разнообразных фигур воспринимались как «истинно народные», поскольку заимствовались художниками с подлинных образцов крестьянского творчества.

Существует даже такое мнение, что брокаровские листовки убили народное творчество: побудили мастеров перейти на вышивку крестиком и подменили настоящие аутентичные узоры чуждыми стилизациями.

Чтобы было понятнее, то представьте себе рушники богато украшенные цветами, вышиванки с красно-черными розами. Представили? Ага, ну, вот почти всё это,по части узоров, не из глубокой древности идет, а появилось ближе к концу 19-го века благодаря Брокару.

Давайте разберемся, ну, или я выскажу свое мнение. :)

Что касается собственно вышивки крестом.
Она универсальна: легко зарисовать, можно передать любые узоры и освоить ее не составит большого труда. С этим не поспоришь.
Я бы не стала приписывать заслуги по внедрению вышивки крестом исключительно Брокару.
Схемы для вышивки от Брокара не были единственными в своем роде: рукодельных журналов и альбомов для вышивания выпускалось немало.

Парфюмерный конкурент Брокара, "Товарищество "Ралле и Ко"", успешное и появившееся задолго до него предприятие, правда ориенированное только на высшие слои общества, также выпускал рекламу с приятными дополнениями.
По материалам этой статьи:
Рекламируя свой товар, Ралле выпускал «Энциклопедию женских рукоделий», в которой подробно рассказывал о качестве и преимуществах своей парфюмерии.

Реклама "Ралле и Ко" со схемами для вышивки


Т.е. крестик и без Брокара шел в народ, наличие интересных и доступных схем, как мне кажется, лишь ускорило процесс.

И еще цитата:
Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом. Ее широкое бытование на всей территории России было связано, в первую очередь, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К».

А вот что касается вытеснения новыми узорами старых, тут, я думаю, влияние брокаровской "халявы" очевидно.
Что далеко ходить?
Вот что мы сейчас вышиваем? Среди наших работ полно дизайнов с чужеземными орнаментами, словами на других языках и символами, которые для нашего человека, в принципе, ничего не значат.
Как вышивка к Хэллоуину. Что за праздник? А какая собственно разница?! Красиво, тыквы оранжевые - это просто осень!

Вот и у наших предков наверняка было так - ново и красиво.
А загляните на сайты, где рушники продают и про символику пишут. Там все очень славно и красиво описано и смысл глубокий и символизм. Все новое органично вплелось и перемешалось с тем, что было.

Не вижу ничего плохого ни в крестике, ни в схемах Брокара. Жаль только, что обо всем об этом информации ничтожно мало. Вышивка - наше культурное наследие и мы о нем ничего толком не знаем.


Схемы для вышивки от "Брокар и Ко":
Перенаборы некоторых схем Брокара в блоге Схемы для вышивания.
Несколько сканов схем есть на сайте Modistka.net в библиотеке узоров.

Ссылки для тех, кто хочет узнать о истории фирмы больше и посмотреть картинки по теме:

Этикетки мыла и пример премии к мылу в статье об истории рекламы в Москве.
Блог о истории "Т-ва "Брокар и Ко" на английском и французском языке, много фотографий и сканов этикеток, рекламных листов и прочего.
Рекламная листовка 
Дыша духами и туманами - история и картинки.
Букет императрицы Марии Федоровны - о парфюмерии в России
Брокар и Ко - в конце статьи открытки с символикой фирмы и примеры рекламных листовок.

15 комментариев:

  1. Ух ты! Как интересно! Особенно, если учесть тот факт, что у нас в городе сеть элитных магазинов парфюмерии "Брокар". Для меня это было ничего не значащее иностранное слово. А оно вон как :) Прочитала от начала до конца с огромным удовольствием! Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо!!! :)) ОЧЕНЬ интересно было почитать!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо! Познавательно и красочно.

    ОтветитьУдалить
  4. хм, кто бы мог подумать, что парфюмерия и вышивка могут быть связаны между собой таким образом.
    спасибо за статью, это стало открытием для меня!

    ОтветитьУдалить
  5. Очень интересно, спасибо!!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Леночка, как интересно! Это же полноценная статья для какого-нибудь рукодельного журнала! Потрясающе ты налопатила информации!
    Приглашаю на сердеШный совместник, помнишь?:))
    http://lenusichek.blogspot.com/2011/12/blog-post_24.html

    ОтветитьУдалить
  7. С интересом прочитала от корки до корки) Спасибо, что просвещаете)))

    ОтветитьУдалить
  8. Автор: epes
    :))

    Я сама два раза подряд читала, черновик и тут, до чего захватывающе. Эпес, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  9. потрясающе!!! никогда и нигде ничего подобного не читала и не знала! спасибо тебе за столь интересный и просвещенческий пост!

    ОтветитьУдалить
  10. Эпес, спасибо! Люблю большие содержательные статьи. А про нашу дореволюционную историю особенно интересно почитать.

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо Вам!
    Я сама узнала об этом относительно недавно и не смогла пройти мимо не изучив подробностей.
    Обещаю делиться новыми открытиями, чувствую, это не последнее. :)

    ОтветитьУдалить
  12. Очень интересно, спасибо! сама недавно приобрела этнографическую рубаху с розами, пыталась понять - из какого региона? По покрою скорее всего Украина, а вышивка - Брокар!

    ОтветитьУдалить
  13. Продам листовки Брокаръ в хорошем состоянии -23 штуки

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...