22 февраля 2012 г.

Фотоуроки для рукодельницы. Урок : 7. Советы по построению композиции

В прошлый раз разговор шел о теме сложной, субъективной. Этот рассказ - собрание советов по построению композиции.

Самые интересные и ценные с сентиментальной точки зрения кадры - это мгновения выхваченные из жизни. Со своими характерными чертами, легкими "шероховатостями", которые, по прошествии времени, вызовут улыбку и теплые ностальгические воспоминания.






И если с фотографиями "увидел-запечатлел" все понятно. Тут очень многое зависит от удачи: не всегда есть время, чтобы настроиться, выбрать удачный ракурс может помешать отсутствие места для шага вперед или в сторону и т.д. и т.п.

Но с постановочными кадрами все намного проще.
Давайте пройдемся по пунктам.

Ощущения.
Для примера то, что знакомо всем.
Какая еда на фотографии выглядит вкуснее всего?


Та, которую едят. Или уже съели :)


Шучу, конечно. Но и тут есть доля правды.
Самые запоминающиеся, вкусные фотографии еды те, где детали напоминают нам о знакомых запахах и вкусах, есть элементы уюта и создается иллюзия, что блюдо вот-вот будут есть.
Можно отметить, что фотографии этого жанра, увлеченные люди частенько делают часами, подбирая компоненты, как технические, так и композиционные. Экспериментируют.
И ухищрения ради красоты в кадре могут быть самые неожиданные. Например, вместо шариков мороженого, которое начнет таять очень быстро, могут фотографировать шарики из картофельного пюре. И верь потом вкусным картинкам из журнала. ;)

Какие декорации выбрать для создания настроения?
В качестве идеи могу предложить такой рецепт. У кулинаров, украшающих свои блюда принята как правило такая штука. Для украшения используется то, что есть в самом блюде. Т.е. если у нас рыба с укропом, то и украшаем блюдо веточками укропа, а не петрушкой или зеленым луком, к примеру.
Т.е. Вещи можно выбрать из одной тематической группы: по способу изготовления, по виду использования, по стилю и по цвету и т.д. Это может быть лично ваша, совсем не обязательно общепринятая ассоциация.

Пространство.

Фотография - штука плоская. И чем глубже визуально она кажется, тем, как правило, лучше результат.


На переднем плане то, что мы считаем самым важным. Где-то между то, что не отвлекает, но будет видно достаточно хорошо и различимо, дополнит деталями. А на заднем плане только намек на предметы.

Объем

Для расширения пространства и придания объема, особенно предметам с четкими геометрическими линиями, стоит выбрать ракурс при котором видны несколько сторон предмета.



Фон

Пестрый или совпадающий по цвету с объектом съемки, фон делает его, объект, менее выразительным.


Слишком яркий фон, а также отдельные яркие пятна - отвлекают.
Фотографируя на природе можно потоптаться вокруг объекта съемки, присесть или залезть повыше, дабы выбрать фон, наиболее подходящий из возможных.

Те же ветки дерева, что и выше, но на разном фоне.

Контрастный фон особенно важен, если фотография будет превьюшкой. Маленькая контрастная картинка, дает отличное представление о том, что на ней изображено. На мой субъективный взгляд, это очень важно. Например, очень удобно для тех, кто путешествует по лентам новых сообщений в блогах. 

Движение.

Если в кадре оказываются объекты в движении им стоит оставить место для "шага вперед".


Уходящий из кадра объект, притягивает все внимание на себя. И кажется будто картинка вот-вот опустеет. Грустно. :)


Расположение объекта съемки в кадре

Об этом было много в рассказе о золотом сечении.
Чтобы показать рукоделку, часто достаточно запечатлеть объект так, чтобы он занимал основную часть места на снимке. А для пущей красоты выбрать ракурс и сфокусироваться на самом интересном месте объекта ориентируясь на "золотые точки".

Когда список моих пунктов кончился, я пробежалась по другим статьям на эту тему.
Нашла совет, что нечетное количество одинаковых предметов смотрится лучше, чем четное.
Это какой-то иногдашний совет. Полностью согласна с тем, что три цветка в вазе будут выглядеть лучше двух. Но три одинаковых ботинка - это странно.
Словом, если речь идет о предметах без значения, то они действительно лучше смотрятся группами, которые на две равные половины не делятся. А если со смыслом или предметы от рождения парные, как ботинки, то тут уже исходя из замысла.

Все остальные, найденные мной советы, относились к фотографиям людей. А об этом я хочу рассказать отдельно.
Если у вас есть какие-то общие советы по построению композиции, которые могли бы дополнить этот список - поделитесь, пожалуйста.

8 комментариев:

  1. У меня нет советов,я так себе фотограф,но конечно люблю фотографировать как все,впрочем.Одно могу из собственных наблюдений сказать,никогда не фотографировать человека снизу вверх,он получается искаженным.А многие насмотревшись сюжетов о профессиональных фотографов пользуются этим приемом.

    ОтветитьУдалить
  2. и я тоже вот.. "такой себе" фотограф - так что любые такие советы твои - ооооочень ценные. спасибо

    ОтветитьУдалить
  3. О золотом сечении много споров среди фотографов :) но для достижения какого-то определённого эффекта им можно и пренебречь, только знать как :) Года три назад я сидела на форуме демиарт, собственно говоря, я там и начала учиться фотографировать. помню, как выложила первую свою фотографию, которая казалась мне прекрасной, - и получила раздолбон :) здорово!!!
    Я пыталась читать учебники по фотографии, по композиции, но я почему-то мало понимала - информация из текста не складывалась в голове в картинку.
    И мне всегда хотелось найти что-то человеческим языком :) Вот что-то такое, как здесь. Здесь мне понятно. Некоторые моменты я всегда понимала интуитивно, а так здорово, когды находишь это выраженное словами, оно становится целостнее. Жаль, советов не смогу дать вот так сходу, я больче ученик, чем учитель :)))
    Сорри за многобукв :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот-вот! Именно человеческим языком рассказано. А то я понимаю все где-то на задворках мозга, а сказать не могу...

      Удалить
  4. А насколько я знаю, профессиональные фотографы снимают не снизу вверх, как со стороны кажется, а "глаз в глаз". Просто из-за удаленности получается перспектива, и поэтому нужно немножко присесть, чтобы "поймать" глаза человека.

    Хотя я вообще-то тоже так себе фотограф. )))

    ОтветитьУдалить
  5. абсолютно согласна со всем вышеперечисленным...
    никогда, правда, не слышала про четное-нечетное :) так что тут, действительно, нужно смотреть на "разумность" подаваемого количества предметов (как точно подмечено в примере с ботинками).
    я бы еще добавила от себя, что порой бывают снимки, на которых объекты для композиции вроде как по своей сути не подходят, но настолько идеально подобраны по цветовой гамме, что воспринимаются как единое целое! меня такие фото всегда потрясали.
    а вообще - больше вам спасибо за подобные посты! очень полезная, структурированная и понятная информация :)

    ОтветитьУдалить
  6. Интересно! Я не фотограф, фотографию свои рукоделия по наитию. Иногда сама понимаешь, что вот так фотографировать хорошо, а объяснить это не можешь. А у Вас так доступно рассказано.Cпасибо большое!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...