"Золотое сечение" - старинное и популярное сейчас понятие. Увидеть эти слова можно и там и тут: без них не обходится ни один уважающий себя фотообзор.(И мы туда же!)
А кроме того, многие современные фотоаппараты умеют показывать сеточку "золотого сечения" на дисплее и многие графические редакторы имеют специальные функции, которые помогут "отрезать от фотографии "лишнее" по принципу "золотого сечения".
Что же это такое?
Золотое сечение — деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Такую формулировку можно найти в Википедии.
Золотое сечение в фотографии выглядит примерно так:
Изображение условно делится прямыми по вертикали и горизонтали так, чтобы получилось 9 равных прямоугольников. В местах пересечения прямых находятся "золотые точки". Точки - это зрительные центры, участки фотографии, которые приятны глазу. Т.е. если мы будем располагать самый важный объект съемки в этих точках или любой из них, мы получим композицию близкую к правилам "золотого сечения".
Дорогой читатель, дожно быть, ты уже начинаешь зевать. Расслабься! Сейчас мы забудем все, что было написано выше и поговорим о вечном.
Я глубоко убеждена, что каждый человек уникален. У каждого свой багаж жизненного опыта и свое восприятие мира.
И, совершенно точно, нет такой математической модели и умных геометрических пропорций, которые учтут все нюансы и подберут ключик к каждому отдельному уму и сердцу.
А потому "Золотое сечение" - это инструмент, который может помочь сделать фотографию лучше и интереснее, но не сделает ее однозначно хорошей.
Я не стану рисовать чертежи и расчерчивать фотографии линиями.
Картинок подобного рода в разных и часто хороших фотоуроках много. Но в них есть один недостаток, обычно это очень однозначные и показательные картинки. А примерив эти многочисленные линии и точки к своей фотографии оказываешься перед фактом, что условных линий и геометрических фигур на ней великое множество. Какие из них считать более значимыми, какие второстепенными? Какую часть крупного объекта поместить в "золотую" точку? И т.д. и т.п.
Однозначных ответов на эти вопросы никто не даст. Восприятие образов - штука тонкая, субъективная. Но можно попробовать самостоятельно их, ответы, нащупать, найти интуитивно, прочувствовать.
А потому, давай-ка вспомним детство и поиграем в кубики!
Твое первое впечатление?
Нормально, но как-то не так, скажу я. Самый высокий домик по центру. Но в домиках поменьше какой-то разлад: часть выползла за границы кадра, нет симметрии.
Чуть-чуть перемещаю фотоаппарат. Теперь по центру фотографии можно провести вертикальную линию и обе половинки будут примерно равны. Правда, приятнее глазу?
Пример немножко другой симметрии:
Проведем прямую воображаемую линию из верхнего левого угла, плавно скатимся с крыши, опустимся на пол рядом с уголком синего квадратика и продолжим путь по прямой в правый нижний угол.
Получившаяся линия делит изорбражение на два равных по диагонали.
А на этой фотографии главный объект как-то очень далеко от центра и золотых точек...
А кроме того, многие современные фотоаппараты умеют показывать сеточку "золотого сечения" на дисплее и многие графические редакторы имеют специальные функции, которые помогут "отрезать от фотографии "лишнее" по принципу "золотого сечения".
Что же это такое?
Золотое сечение — деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Такую формулировку можно найти в Википедии.
Золотое сечение в фотографии выглядит примерно так:
Правило третей. Упрощенный вариант "Золотого сечения" |
Изображение условно делится прямыми по вертикали и горизонтали так, чтобы получилось 9 равных прямоугольников. В местах пересечения прямых находятся "золотые точки". Точки - это зрительные центры, участки фотографии, которые приятны глазу. Т.е. если мы будем располагать самый важный объект съемки в этих точках или любой из них, мы получим композицию близкую к правилам "золотого сечения".
Дорогой читатель, дожно быть, ты уже начинаешь зевать. Расслабься! Сейчас мы забудем все, что было написано выше и поговорим о вечном.
Я глубоко убеждена, что каждый человек уникален. У каждого свой багаж жизненного опыта и свое восприятие мира.
И, совершенно точно, нет такой математической модели и умных геометрических пропорций, которые учтут все нюансы и подберут ключик к каждому отдельному уму и сердцу.
А потому "Золотое сечение" - это инструмент, который может помочь сделать фотографию лучше и интереснее, но не сделает ее однозначно хорошей.
Я не стану рисовать чертежи и расчерчивать фотографии линиями.
Картинок подобного рода в разных и часто хороших фотоуроках много. Но в них есть один недостаток, обычно это очень однозначные и показательные картинки. А примерив эти многочисленные линии и точки к своей фотографии оказываешься перед фактом, что условных линий и геометрических фигур на ней великое множество. Какие из них считать более значимыми, какие второстепенными? Какую часть крупного объекта поместить в "золотую" точку? И т.д. и т.п.
Однозначных ответов на эти вопросы никто не даст. Восприятие образов - штука тонкая, субъективная. Но можно попробовать самостоятельно их, ответы, нащупать, найти интуитивно, прочувствовать.
А потому, давай-ка вспомним детство и поиграем в кубики!
Объект в центре |
Нормально, но как-то не так, скажу я. Самый высокий домик по центру. Но в домиках поменьше какой-то разлад: часть выползла за границы кадра, нет симметрии.
Симметрия |
Пример немножко другой симметрии:
Симметрия по диагонали |
Получившаяся линия делит изорбражение на два равных по диагонали.
А на этой фотографии главный объект как-то очень далеко от центра и золотых точек...
... но тоже смотрится вполне органично. Если провести вертикальную линию по центру, то она разделит изображение на два равных: цветную и однотонную половину.
Какое отношение все это имеет к "золотому сечению"? Если расчертить любую из фотографий "золотыми" линиями и точками и чуть-чуть подрезать, то можно обнаружить, что они вполне вписываются в правило "золотого сечения".
Нравится или нет смещенный кадр, вроде последнего, и всегда ли уместен такой эффект - это другая история.
И подытожим. Отправимся делать фотографии в "полевых условиях".
Дано: домик из кубиков и каменный постамент.
Осматриваемся. Кубик маленький, постамент большой. Размещать такой малюсенький предмет в центре ни к чему, он теряется. А вот у постамента шикарные формы. :)
Почему бы не ориентироваться на них?
Фотографирую камень, вернее домик. А если быть еще точнее, то фотографирую домик на камне, т.е. все, что есть в кадре, а не только один избранный предмет.
Хм, ну.... почти горный пейзаж. Теперь это не просто кубик на камне, а "живопИсь" - домик у подножия горы.
А еще, я врунья. Я все-таки расчерчу одну фотографию линиями.
Первым делом, посмотри:
Спираль Архимеда. "Золотое сечение". |
Следить глазами за движением спирали приятно, умиротворяюще.
А теперь повторим путь спирали, глядя на эту фотографию:
Интересно, правда? :)
Словом, гармония в кадре - это внимание к деталям.
Глазу приятна симметрия, параллельные линии, простые геометрические фигуры и совершенно не важно в каком виде это выражается: явные они или косвенные.
Линия горизонта(любая горизонтальная линия, что делит фото на две части) будет хорошо смотреться, если находится на уровне одной из горизонтальных линий по правилу третей(смотри первый рисунок).
Привыкнуть размещать важные объекты в зрительных центрах - просто. Человек не циклоп и имеет два глаза, которые находятся на некотором расстоянии друг от друга. Им, глазам, собираться в кучку на носу, чтобы рассматривать объект в центре не очень удобно.
Представь, что экран монитора - это видоискатель фотоаппарата. Посмотри на него прямо. Для наглядности можно две ладони ребром поднести к глазам, примерно по центру глаза, и провести ими от глаз до монитора. Точки, в которых они коснуться монитора и будут "золотыми".
Словом, чтобы "нащупать" эти точки в нужный момент, можно просто представить, куда смотрят ваши глаза, мысленно прочертив линии до объекта.
Где и как размешать объекты в кадре - это всецело решение фотографа.
Здесь нет четких правил и строгих "надо". Кроме того, некоторые погрешности и отсутствие фабричной однородности, как и в рукоделии - придает уникальности и шарма. :)
А в следующий раз продолжим разговор о гармонии. Поговорим о работе со сложным фоном или подробнее о внимании к деталям.
Захватывает! О_о Спираль Архимеда - прекрасна! Большое-пребольшое спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдорово! Очень интересно, спасибо!
ОтветитьУдалитьспасибо, раньше никогда таким не интересовалась. определенно этот пост оказался познавательным для меня
ОтветитьУдалитьИ вам спасибо! Этот рассказ был для меня трудным и очень интересным: сама открыла для себя много нового, оформила наконец-то ощущения в слова. :)
ОтветитьУдалитьОчень интересный и полезный пост. Спасибо большое!!!
ОтветитьУдалитьОгромное спасибо!!! Почерпнула для себя массу полезного и интересного!!!
ОтветитьУдалитьОчень доступно и наглядно :)
Вот это здорово! Сколько же всего интересного я еще не знаю!
ОтветитьУдалитьКак интересно. А вот если надо просто мелкую вязалку крупным планом взять... Ну те же серёжки допустим, тут есть правила какие то??? Прям заинтересовало меня это всё...
ОтветитьУдалитьСпасибо вам большое за ваши комментарии!
ОтветитьУдалитьirochka30, это отчасти тема следующего фото-выпуска. :) Я думаю так, фотографируя, мы преследуем некие цели. Если требуется показать вещь с технической точки зрения, то тут главное, чтобы ее целиком и полностью было хорошо и четко видно. И в этом случае не имеет никакого значения как она располагается в кадре. Если для красоты - то было бы здорово самую значимую/интересную деталь сережек разместить именно в зрительных центрах, чтобы она первой бросалась в глаза. :) Или если на "тушке", чтобы сережки были не по самому центру кадра, а чуточку смешены ближе к "золотым точкам". Вот, как-то так. :)