Начнем с простого.
Когда мы фотографируем, то, как правило, сосредоточены на объекте съемки. И фотографируем в общем-то только этот объект.
А когда уже после начинаем рассматривать готовые фотографии, то видим всю картину в целом и замечаем детали.
Где-то в кадр попали неуместные вещи или, оказывается, что случайный прохожий за спиной модели ковыряется в носу и т.д. и т.п. Все это нарушает общий замысел и нечто художественное превращает в анекдот.
Потому, кадр должен быть продуманным и фото-дубли лишними не будут.
И на живом примере.
Я как-то вынуждена была коротать время в ожидании встречи, и, чтобы занять себя, принялась фотографировать яблоню и курсирующих среди цветов насекомых.
Съемка без определенной цели, редко приносит сколько-то значимые результаты.
Вот одна из фотографий.
Веточка, как веточка, и шмель в растопырку. Но вот залетная муха с бешеными глазами меня очень повеселила.
Да, предугадать появление мухи я вряд ли могла. И, правды ради, должно же быть в фотографии хоть что-то хорошее. :)) Но если серьезно - то пара дублей и несколько дополнительных ракурсов и могло бы получиться что-то интересное.
А вот здесь "лишняя деталь" спокойно лежит и никуда не торопится. Но, тем не менее, я увидела ее только дома, первым делом, как открыла фотографию на экране.
Примеры может быть и не самые удачные. Но суть в том, что перед тем, как начать фотографировать, стоит осмотреться.
Условно говоря, задний план с ободранным кошкой углом дивана, горой грязной посуды в раковине, лифчиком на дверной ручке, песком на ковре в прихожей, разнообразными проявлениями хомячества и прочими прелестями быта, не дают дополнительных очков рукодельным предметам.
Предлагаю простое правило. В кадр должно уместиться всё, что мы хотим, а лишнее должно остаться за кадром.
Как правило, если на фотографии только то, что мы хотим показать - она уже хороша.
Особенно интересным получаются продуманные фотографии. Когда детали задают тон: направляют мысли смотрящего в определенное русло.
Для фото-тестов, после долгих раздумий, я выбрала палантин - огромный, но легкий и теплый. Совершенно не мой жанр: я и спицами не особо вяжу, да и вещи такие не ношу.
Было сложно, но весело. Давайте ловить ощущения!
Первым делом я взяла его на прогулку. Плана и мыслей у меня не было, я просто решила повторить опыт тех, кто делает фотографии подобных вещей на природе.
Нравится ли то, что получилось? Ну, как взять... На первой, красивые контрасты цвета. Узор виден, что из себя вещь представляет - понятно. Но какого фига она на земле валяется или на дереве висит?
Узор - не листиком, цвет - к первому снегу никакого отношения не имеет, да и не осенний вовсе.
Та еще задача.
Внепланово, но для души, запечатлела палантин еще и на затерянной в недрах парка лавочке.
Это субъективно, но эта фотография мне нравится больше предыдущих. В ней есть своего рода присутствие человека. Не потеряно, брошено или ветром занесло, а таки положено.
На самом деле, я просто кинула палантин на лавочку и пошла собирать с ребенком каштаны под соседним деревом, а сфотографировала, когда за ним вернулась.
Восприятие штука сугубо индивидуальная, но, если в целом, вы улавливаете ход моей мысли? :)
Если я хочу не просто сухо показать узор и технические детали, а передать еще и ощущения, которые вещь у меня вызывает и рассказать о ней что-то, она должна находится в соответствующей обстановке.
Палантин - теплый, мягкий и уютный. С теплом и уютом ассоциируются, спокойный вечер в объятиях означенного выше палантина, неспешный отдых, размышления о вечном и чтение, горячий чай или кофе. Хорошо бы еще удобное кресло и камин, тапочки теплые и кошку на колени и... Стоп! Мечтать будем потом.
Вот мой фотоэтюд на тему.
(Пожалуйста, представьте эту картинку лучше, чем она есть на самом деле:)) |
Двигать мебель, чтобы осуществить задумку я поленилась, каюсь.
Разберем пока основные элементы моего наброска.
Плед есть и даже узор хорошо виден. (Очень уж аккуратно свернут, не "жизненно". Это минус.).
Пожелтевшая книжка с романтичными парусниками - такую попросту грех рассматривать в спешке.
Камин - ну, вы поняли, это тепло, очень тепло и даже жарко.
Будь на моей фотографии, в качестве основания для вещей, стол, а не мелкая корзинка для рукоделия, я бы добавила еще красивую чашку или кружку и какие-нибудь мелкие фитюльки: ручку, блокнотик, лупу или нечто ассоциирующееся с путешествиями.
Палантин на такой фотографии не главный объект, но часть тепла и уюта.
И еще раз, всё с самого начала в фотографиях.
"Бытовуха": гладильная доска, гора белья, утюг и древняя солонка. Этого почти не видно, но я то знаю, что это так. |
На белом листе бумаги. Ничего лишнего и самое то в качестве заглавной картинки на случай, если я решу продать вещицу коллекционеру. |
А если раскрасить? Мне солонка чем-то напоминает чернильницу. А значит - перо! И еще ярких пятен в тон ручки, да и так тепла хочется солнечного. :) |
Вообще, металл холодный и на белом фоне смотрится, на мой взгляд, очень официально. Меняю обстановку на "домашнюю". |
А это для тех, кому интересно, как это выглядит со стороны. Декорации меняются - гладильная доска остается. :) |
Три метра текста, а тема не раскрыта. Сложно, однако, писать о неоднозначных вещах. :)
Совсем скоро будет и продолжение, продолжим говорить о разных мелочах, которые делают фотографию интереснее.
Спасибо огромное!!! Постараюсь всё учесть и буду учится:)Очень интересно, подробно и наглядно:)
ОтветитьУдалитьСпасибо! Не могу перестать читать))) Уже по n-надцатому кругу перечитываю :)
ОтветитьУдалитьМне очень понравилась фотография, где узор на просвет сфотографирован! если бы еще чуть ближе, то было бы вообще супер!
ОтветитьУдалитьCпасибо за статью, как раз пытаюсь осваивать тонкости фото... Убедилась-нужно много практиковаться...
ОтветитьУдалитьа фото на лавочке действительно навеивает не ощущение тепла, а зябкость осеннего дня:)))
Да, опыт и желание сделать лучше много дают. :) Я как-то начала и не могу остановиться. :)
УдалитьНа лавочке, да, это скорее не о палантине, а так, осеннее настроение.
Спасибо! Полезно! И очень интересно! Субъективно - солонка на самом первом фото с "бытовухой" мне понравилась больше всего. Я не разглядела там никакого белья и тп. а фон вышел очень красивый, и даже розовые кружки-пятна на гладильной доске. и солонка играет, она тут главная героиня, цвета её выгодно оттеняют. а на последнем фото мне кажется, она немного "утонула" в обилии вещей. Но конечно это субъективно. Но вообще здорово, что такая тема затронута, об этом нужно говорить, делиться мнениями, даже разными :)
ОтветитьУдалитьДа-да, мне, признаться, солонка с "бытовухой" тоже нравится больше всего, неудачный антипример. И вообще, подпишусь под остальными замечаниями. :)
УдалитьНо здесь я больше о фоне. Скажем из "бытовушной" больше ничего не вытянешь. А из насыщенного деталями съемочного места, из фотографий в разных ракурсах можно собрать красивый блогопост.
И спасибо за мысль про "утопленность" я ни здесь, ни в продожении этого поста, не смогла эту мысль сформулировать и передать. А ведь интересная тема :)
Гениально! Люблю такие посты, где люди делятся своим опытом, о том, что другие предпочитают (почему?) умалчивать. Спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо! А может не умалчивают, просто не знают, что кому-то это интересно. :)
УдалитьСпасибо за статью! Вот как раз этот аспект фотографирования работ мне и кажется наиболее сложным, занимает больше всего времени, заставляет поломать голову... Нет, создание композиций - абсолютно не мой конек. А так хочется! Вот смотрю на чужие фото - и чувствую, и слышу их... А у самой никак не получается. :( Поэтому пока предпочитаю однотонные фоны.
ОтветитьУдалитьСлово в слово мои мысли! +1!
УдалитьЯ попробую еще раз отдельно описать создание композиции, как я это понимаю. :)
УдалитьСпасибо за рассказ!Очень полезно и жизненно!
ОтветитьУдалитьХорошо пишете, интересно читать. А фотографировать, мне ещё учиться и учиться! Спасибо за дельные советы!
ОтветитьУдалитьочень интересно)понравился плед на скамеечке, на мой взгляд так романтичнее чем с камином.
ОтветитьУдалитьОчень понравился пост! и полностью Вас поддерживаю!!!
ОтветитьУдалитьпередать нужно настроение, тогда зацепит и работа, даже если она очень простенькая. Как и наоборот, рукодельный шедевр можно запороть неудачным фото...
Я как раз пытаюсь научиться фотографировать свои работы достойно, но это ой как непросто...
вот мне что мешает: нарисуешь себе картинку, какую хочешь видеть (а воображение у меня богатое :)), а потом фотографируешь - и вроде детальки, как представляла, но НЕ ТО! не так, как в мечтах! :)
Фотография с камином, наглядная иллюстрация "не того". :) Я только примерилась влезет ли в кадр и как будет смотреться то, что я хочу в нем уместить. Поленилась сразу сделать чистовик, а сейчас у меня этого палантина уже нет и я вынуждена просить читателей видеть не то, что они видят. :)
УдалитьПопасть "в яблочко", пытаясь воссоздать фантазию - сложно. И причин тому может быть куча: то нет интересных деталей, то модели, то еще чего. У меня, например, основная причина неудач такого рода - это отсутствие задуманного освещения. Даже если оно, в целом, и не плохо, но "не тот" свет и это уже не то, что я хотела.
Иногда приходится фантазировать исходя из текущих возможностей. :)
вот-вот!!! я так и поняла по подписи к фото :)
Удалитьу меня вчера как раз была нескладуха с освещением... кое-как попыталась "вытащить" фотографии... но не знаю :) выложу завтра пост - заходите в гости, оцените фото :)
приятно, когда читаешь чьи-то слова (как в случае с этим постом Вашим) и понимаешь, что будто сам написал :) настолько сходятся мысли :)
Бегу смотреть :)
УдалитьСпасибо!!!!! Интересный, нужный пост!!!!
ОтветитьУдалитьФотографирование-очень увлекательное занятие для меня!!)))) Обязательно возьму все советы себе на заметку)))
Спасибо большое!! Интересно и очень нужно!!! Жду продолжения..
ОтветитьУдалитьСпасибо вам большое за комментарии. :) Продолжение темы будет на следующей неделе.
ОтветитьУдалитьОй, какая тема нужная и наболевшая!!!! epes, спасибо тебе за такую трудьбу!)
ОтветитьУдалитьКак интересно! А с примерами ещё интереснее. Спасибо огромное! Очень нравятся такие познавательные посты!
ОтветитьУдалитьОтличный пост!
ОтветитьУдалитьА про палантин - мне больше всего понравиось фото со скамьей в парке
А мне все нравится! Читаю все уроки с удовольствием! Жду продолжения! :)
ОтветитьУдалитьПервое фото с солонкой, по-моему, самое удачное. Пока не прочитала подпись к ней, была ассоциация как раз с антикварным магазином - будто солонку сняли с полки посмотреть. Сочетание цветов и освещение очень удачное.
ОтветитьУдалитьФото с палантином... Вещи (одежда) лучше всего смотрятся на людях. Но это так сложно - найти модель, создать образ и выбрать правильно место для съемок.
Фото, где палантин на скамейке мне понравилось, но ассоциация - вещь забыли на скамейке, "зайку бросила хозяйка".
Это только моё мнение )
P.S. Я не "мну" себя фотографом, у меня самой фото редко выходят качественными. Поэтому всегда с интересом читаю всё на эту тему. Спасибо за пост, было интересно!
Спасибо большое! Безумно интересно!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за пост ) Оч познавательно . Вас ждет награда у меня в блоге)http://amiracom.blogspot.com/2012/02/httpcadejam.html
ОтветитьУдалитьТема наболевшая, да. Но как интересно вы её раскрываете! Очень всё понятно, близко. А последнее фото "добило":)))))))))) Супер!
ОтветитьУдалитьМне тут ответственная фотосессия предстоит)) И я ишшо раз перечитывала и думала. И комменты тоже перечитывала.
ОтветитьУдалитьИмхо. У каждого свое понятие о художественности, очень субъективное. Поэтому этот урок - не пошаговая инструкция, а возможность заглянуть за кулисы личного восприятия Эпес, проследить за ходом ее мыслей и сделать выводы (не про ее восприятие, а про свой стиль). Ну по крайней мере я так делаю.
Мне тоже нравится фотка на скамейке. А фотка лежа на листиках - это вообще МОЕ, потому что резкие контрасты, сочные цвета, так на мой вкус любо. Но рассказ о настроении для художесвенной фотки - настоящее открытие для меня. Когда я что-то пытаюсь изобразить, то вооружаюсь подходящими аксессуарами. Но никогда не думаю о настроении. И наверное поэтому мне мои фотки не нра, и кажутся неполучившимися. Они не соответствуют задумке.
Мозг однозначно рисует настроение и ассоциации. Подсознательно. А на фотке они отсутствуют. И получается диссонанс.
Правда после урока стало еще тяжелее))))) Причина таких недо-фоток мне стала понятна, а как ее решить и вложить все таки настроение - прямо голову сломать))))
Последняя фотография вообще шикарная))) Жутко хочется устроить флешмоб и посмотреть на всехнее закулисье для фоток))))
ОтветитьУдалитьА я ещё поддержу предыдущего оратора :) в мысли о том, что мне тоже было интересно почитать и увидеть личный взгляд Эпес. Это как бы возможность расширить своё понимание и кругозор, который обычно всегда из своей башни. А тут можно немножко и на чужую залезть и на мир глянуть из её окошек :)))))
ОтветитьУдалитьА ещё, думаю, значение имеет цель - лаконично показать вещь или сделать сюжетное фото. показать - лучше всего белый фон и т.п. А вот сюжет-настроение это уже гораздо гораздее, труднее, тернистее и интереснее.
Это точно не прямое руководство к действию, ага. Только это не мое видение. Вернее это только отчасти мое видение, а в целом нечто сборное. Я тут подумала, что даже предметы выбрала для примеров те, что для меня не несут никакой эмоциональной нагрузки, мало интересные. :)
ОтветитьУдалитьСвое я начала писать, может пригодится. Трилогия будет. :)))
Это не особенно удачный рассказ, появляются все новые мысли, как можно было лучше описать некоторые моменты. Но так здорово, что есть такие разные предпочтения, впечатления и мнения. Спасибо за комментарии, они вдохновляют. :)